ГлавнаяСтатьиВоспитание детей.

Воспитание детей.

Доброго времени суток, дорогие читатели!
Начиная цикл статей про проблемы, которые возникают в детском возрасте, я ни в коем случае не претендую на роль «учителя», специалиста по воспитанию детей. Уверен, никто точно не знает, как воспитывать Вашего ребенка. Я беру на себя всего лишь смелость описать наиболее частые ситуации неадаптивного воспитания, которые приводят к развитию психологических проблем в подростковом или взрослом возрасте.
Сегодня я хочу рассказать вам о теории привязанности, которая горит о способности человека развивать базовое доверие к себе и значимым другим. У новорождённых привязанность как мотивационно-поведенческая система направляет ребёнка к поиску близости со значимым взрослым, когда он (ребенок) встревожен, ожидая, что он получит защиту и эмоциональную поддержку. Джон Боулби считал, что «склонность младенцев приматов развивать привязанность к значимым взрослым была результатом эволюции, поскольку поведение привязанности облегчит для ребёнка процесс выживания перед лицом таких опасностей, как хищничество». Для чего нам важно понимать теорию привязанности? Тот тип привязанности, который сформировался у младенца в начале его жизни, сильно влияет на его последующую жизнь. Дж. Боулби высказал мысль, что если в течение длительного времени ребёнок не может взаимодействовать с человеком, к которому привязан, это может привести к психологической травме. Об этом мы и поговорим чуть ниже.
Итак, как я уже написал главным условием полноценного и гармоничного развития ребенка является обеспечение удовлетворения его базовых эмоциональных и физиологических потребностей близкими взрослыми. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни.
Главной целью формирования эмоциональной связи между ребенком и матерью является пере¬дача ребенку ощущения защищенности и безопасности. Тепло, ласка, принятие, исходящие от матери вначале жизни важны для ребенка больше, чем правильный уход и обучение, которые дают родители. При правильном взаимоотношении мамы и ребёнка формируется надежный тип привязанности. Дети тянутся к матери, когда чувствуют опасность, но при этом способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если будет что-то, угрожающее их жизни и здоровью, мама всегда поможет. Во взрослой жизни людям с надежным типом привязанности проще строить близкие отношения. Конечно, они тоже могут испытывать тревогу, негативные эмоции. Но при этом у них достаточно высокий уровень доверия к окружающему их миру. Они способны справляться самостоятельно со своими тревогами и негативными эмоциями, строить адаптивные взаимоотношения с другими людьми, уверены в себе. Им комфортно в близких отношениях, при этом они способны поддерживать в них адаптивное равновесие.
Очень часто в практике выявляются истории, когда мама холодна, проводит незначительное количество времени рядом с ребенком или по ряду причин формально присутствует, но проявляет безразличное, эмоционально уплощенное, дистантное отношение, не удовлетворяя его потребность в тепле и заботе. Причинами такого поведения могут быть чрезмерная поглощенность чувством к отцу ребенка, учеба, работа, ситуация потери супруга, при переездах в другой город, поиск работы и др. В подобной ситуации ребенок воспринимается как помеха. Ему сообщается скрытое послание: «Было бы хорошо, если бы ты сам решал свои проблемы». И, хотя формальная забота вроде бы и присутствует, но крайне ограниченное внимание к нему, формальный тип отношений с наспех осуществляемой заботой формируют ощущение ненадежности, ограниченности внимания и недоверия. Уверенности в получении внимания в дальнейшем нет. Эмоциональная отверженность порождает дефицит эмпатии. Также это часто бывает с нежеланными детьми. В ответ на дистантность, холодность или отвержение матери формируется тревожно-избегающий тип привязанности. Дети с этим типом привязанности, столкнувшись с отсутствием значимого взрослого, привыкли обходиться без него. Поддержки со стороны значимого человека они не ждут. Когда мама уходит, они практически не плачут. Могут долго играть сами по себе, при возвращении мамы продолжают играть. Во взрослой жизни стараются избегать любых привязанностей, ибо это приносит лишние хлопоты и дискомфорт. В жизни они независимые, самодостаточные люди, способные самостоятельно справляться с различными жизненными ситуациями. Им не нужны близкие отношения: близость, по их убеждению, часто приводить к разочарованию. Опасаясь стать уязвимыми и отверженными всегда держат дистанцию, при возникших отношениях часто холодны, с низким уровнем эмпатии. Они демонстрируют высокую предрасположенность к конфлик¬там, низкую адаптивность и гибкость в стрессовых ситуа¬циях, не способны открыто выражать свои эмоции, неосознанно боятся уязвимости и отвержения — поэтому предпочитают отстраняться и не доверять другим людям. Они часто обесценивают значение близких отношений, могут дистан¬цироваться и избегать интимных отношений, по причине восприятия близости, как угрозы их уязвимости. С другой стороны, они могут проявлять склонность менять партне¬ров и вступать в сексуальные связи, которые ни к чему не обязывают. При этом, они сверхчувствительны к отвержению и реакциям гнева. Кстати, как ни странно, но такой тип привязанности формируется и при гиперопеке. В этой ситуации дети считают, что родители хотят их поглотить и в ответ хочется убежать. У таких людей нет безопасного ощущения в отношениях, есть страх поглощения.
Тревожно-устойчивый или амбивалентный тип привязанности формируется, когда ребенок не уверен, что мать будет рядом, когда она ему понадобиться. Не чувствует себя спокойно и в безопасности рядом с ней. Амбивалентная привязанность формируется как правило за счет напряженных, непоследовательных и непредсказуемых отношений с матерью. Мать то проявляет чрезмерное внимание по отношению к ребенку, то игнорирует его. Она тревожна, не понимает как себя вести с ребенком, постоянно читает книги по воспитанию, ищет рекомендации. У мамы нет внутренней связи с ребенком, она не понимает, что происходит с ним внутри, ее родительское поведение направлено лишь на внешние проявления, которые подчас противоречивы. Это еще больше усиливает ее растерянность, ей непонятно, что делать с ребенком и ее собственное поведение становится еще более непредсказуемым. Ребенку в такой ситуации сложно предугадать поведение матери. Ее отношение к ребенку целиком и полностью зависит от перепадов настроения. Ребенок в подобной ситуации не знает, чего ему ждать от матери, может ли он получить от нее поддержку и защиту. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми. Всегда ищут подтверждения взаимности, становясь чрезмерно зависимыми. Проявляют высокий уровень недовольства собой и партнером. Могут быть эмоционально экспрессивны, беспокойны и импульсивны в отношениях. Дети с тревожно-амбивалентным типом привязанно¬сти часто тревожны, зависимы, с заниженной самооценкой и подвержены чувству одиночества. Они нередко «прово-цируют» родителя на наказания, таким образом добива¬ясь внимания. Став взрослыми такие люди обладают низким уровнем самооценки, тревожны и неуверенны в себе. Они склонны недооценивать себя и переоцени¬вать партнера, постоянно ищут подтверждения собствен¬ной значимости. Им сложно доверять, они постоянно со¬мневаются в партнере, очень требовательны в отношениях, склонны к созависимости, ревности. В социальных взаимо¬действиях они проявляют низкий уровень гибкости, в кон¬фликтах чаще избирают пассивно-протестную модель по¬ведения. Достаточно экспрессивны, демонстрируют низких уровень самоконтроля.
Дезорганизованный тип привязанности. Характерен для неблагополучных семей. Дети с дезорганизованной привязанностью — это дети с глубокой эмоциональной травмой. Они непредсказуемы, агрессивны и хаотичны. У них часто встречается фрагмен-тация осознанного восприятия действительности, которая называется «диссоциацией». Надо сказать, что диссоциация — это защитный механизм психики, который включается, когда ребенок не может справиться с ситуацией, в которой находится. Он создает в своей голове иную, альтернативную ситуацию, более приемлемую для него, поселить туда свои идеи, мысли, эмоции, и переживать их вместо реальности. Естественно, этот процесс происходит бессознательно. Люди дезорганизованного типа нападают на любого, кто пытается приблизиться к ним. Их жизнь проходит в одиночестве или токсичных отношениях. Ощущения безнадежности, недоверия, негативизма, пессимизма, нигилизма порождают пассивное отношение к себе и жизни с позицией «А зачем что-то делать, если все вокруг плохо и у меня все равно ничего не получится?» Деструктивный дезорганизованный тип привязанности встречается у детей из так называемых нормальных, формально сохраненных семей, в которых потребность ребенка в любви и ласке не удовлетворяется и поэтому ответной стойкой привязанности не возникает. Частая смена нянь, гувернанток, пребывание в условиях детского дома способствуют возникновению именно такого трудноподдающегося коррекции вида привязанности. Наиболее типичными вариантами поведения таких лиц являются:
•Тяга к идеальной любви и не умение выстраивать близкие отношения. Мечта о красивых, романтических взаимоотношениях существует параллельно с отсутствием знаний о том, как их построить. Одним из наиболее частых высказываний обратившихся к нам за помощью женщин с таким типом привязанности, было следующее: «Я плохая, окружающие еще хуже, все плохо, но когда-нибудь приедет принц и подарит счастье». Проблема заключалась в том, что если в редчайших случаях принц все же появлялся, реакцией на него были изумление, неожиданность, недоверие, растерянность, отвержение и не умение завязать с ним желаемые отношения.
•Минимальное проявлении эмоций со стороны окружающих порождает неадекватные ответные чувства. Одна из таких женщин рассказывала, что простой ничего незначащей улыбки, подаренной ей шоколадки, коробки конфет или пачки сигарет было достаточно для возникновения желания полного подчинения дарителю. Мужчины паразитируют на таких женщинах, удовлетворяют за их счет многие из своих потребностей. Наиболее типичны для таких женщин частая смена потребностей, беспорядочный секс, отсутствие умения выстраивать отношения близости, ощущение постылости, ненадежности, небезопасности жизни и саморазрушающее поведение с целью избавления от тревоги[4].
Последний тип привязанности, о котором хочу рассказать это так называемый симбиотический тип привязанности. При этом типе привязанности дети болезненно реагируют на отсутствие или уход из комнаты мамы. Они не отпускают ее буквально ни на шаг, демонстрируют ревность, если мать уделяет внимание кому-то еще. Самим матерям крайне сложно находиться отдельно от ребенка, они совершенно уверены, что только с ней ребенку может быть хорошо и комфортно. Они боятся совершить ошибку. Им свойственен симбиоз с матерью, который выражается в том, что они не могут отделиться от матери и понять, кто они сами по себе. Такие дети не отпускают мам от себя ни на шаг, постоянно привлекают к себе их внимание, проверяют включенность, заглядывают в глаза («а ты точно-точно меня любишь?»), очень болезненно реагируют на то, что мама отворачивается от них, общается с кем-то еще и ежеминутно не подтверждает свое внимание ребенку и вовлеченность в любой процесс, которым занят ребенок. Симбиотическая привязанность формируется, как правило, в семьях с очень тревожными мамами или участвующими в воспитании бабушками, которые ориентируются на некие «правильные» представления о воспитании, стараются избежать ошибок и уверены в небезопасности окружающего мира. У них самих очень сильная сепарационная тревога и необходимость в постоянном подтверждении: только со мной моему малышу будет хорошо. Им трудно отделиться от мамы и понять, кто они на самом деле. Собственно закономерно, что дети тревожных матерей вырастают тревожными.
Пару слов о биологии. Развитие человека и появление тех или иных психологических проблем, на мой взгляд, нельзя рассматривать исключительно с позиции психологии. Человек это психобиосоциальный феномен. В основном привязанность изучается психологами с точки зрения чувств и тактильного аспекта, которые возникают между матерью и ребенком. Но, кроме чувственной привязанности, есть еще так называемая биологическая привязанность. Доказано, что в формировании например, безопасной привязанности за счет гормона пролактина. Эксперименты показали, если женщина отказывается от ребенка сразу после рождения, у большинства уровень пролактина был низкий.
Итак, друзья! Очевидно, что ранний детский опыт надежных, безопасных взаимоотношений с заботливым взрослым закладывает наиболее здоровый фундамент для формирования адекватной самооценки, способности к построению конструктивных взаимоотношений в социуме и в паре, когнитивного и эмоционального развития человека. Этот опыт во многом зависит от мамы, ее отзывчивости, последовательности и чувствительности. Дети, которые оказались в ненадежных и небезопасных отношениях вынуждены адаптироваться к ним за счет выстраивания психологических защитных реакций и поведения, которое влияет на развитие когнитивной, интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфер негативным образом. В результате взрослые с ненадежными типами привязанности (амбивалентным, избегающим и тревожно-избегающим, симбиотическим) демонстрируют низкий уровень социальной адаптации, стрессоустойчивости, гибкости и способности к построению надежных, доверительных семейных отношений в паре. Желаю всем здравствовать!

Продолжение следует…

Список литературы.
1. Боулби Дж. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков / пер. с англ. Н. Г. Григорьева, Г. В. Бурменская; под ред. Г. В. Бурменской. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старовойтова — 2 е изд. — М.: Академический проект, 2004. — 232 с.
3. Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. — С. 139–151.
4. Дмитриева Н. ПСИХОЛОГИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ И ИНТИМНОСТИ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010
5. Интернет, Википедия.

Записаться