ГлавнаяСтатьиРанние дезадаптивные схемы

Ранние дезадаптивные схемы

Здравствуйте друзья!

Хочу продолжить начатую в прошлых статьях тему о формировании психических функций у детей. Как вы помните, нарушение базовых потребностей ребенка приводит к развитию ранних дезадаптивных схем (РДС). Под РДС понимаются малоподвижные, однобокие представления о мире, окружающем социуме, которые оказывают влияние на мышление, эмоции, воспоминания, способах социального взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения. Как я писал выше, РДС формируются в детстве. На протяжении жизни эти схемы могут проявляться с разной степенью интенсивности в зависимости от жизненных обстоятельств, индивидуальных механизмов совладания и паттернов межличностных отношений человека.

Прежде чем продолжить, думаю, необходимо дать определение адаптивного человека. Итак, адаптивный человек – это личность, которая в процессе своего развития получила в необходимом ей количестве любовь, тепло, заботу, то есть были и продолжают реализоваться все базовые потребности, сформировалась здоровая (надежная) привязанность.

Активация существующей схемы порождает сильные негативные эмоции, такие как тревога, печаль и переживание одиночества. Отдельные РДС в той или иной степени выраженности формируются у большинства людей.  В детстве РДС необходимы для адаптации, но во взрослой жизни они неадаптивны, так как:

— мешают человеку адекватно воспринимать события или явления и собственное поведение;

— мешают осознанию, причастности и удовлетворению своих потребностей;

— приводят к возникновению разного рода проблем и конфликтов.

Болезненной эта схема становиться тогда, когда она становится связанной с болезненными эмоциональными переживаниями, формированием отдельным проблемных психических симптомов, часто с нарушением социального функционирования.

Поговорим о РДС подробнее… Множество причин способствуют формированию РДС. В первую очередь следует сказать о неудовлетворении базовых потребностей ребенка (об этом я писал в прошлых статьях). Несомненно, огромную негативную роль в формировании стойких РДС играют психические травмы в детстве, баловство ребенка или бич современного воспитания детей – гиперопека, симбиотические (созависимые отношения), идентификация себя со взрослым.

Дж. Янг, американский психотерапевт, разработавший метод схема-терапии, а в дальнейшем его последователи выделили 18 ранних дезадаптивных схем. Эти 18 схем группируются в 5 категорий, каждая из которых соответствует определенной эмоциональной потребности ребенка: привязанность, взаимность, взаимодействие, спонтанность и автономность. Если эти потребности не удовлетворены, схемы начинают приводить к появлению дезадаптивных паттернов поведения.

Первая группа схем — Нарушение связи и отвержение.

При наличии РДС из этой группы люди не способны сформировать надежную и безопасную привязанность к значимым людям. Они убеждены, что их потребности в безопасности и заботе, любви и принадлежности не будут удовлетворены. Обычно семейное окружение у таких людей нестабильно, взаимоотношения часто сопровождаются жестоким обращением, холодностью, отвержением. Часто наличии схем из этой группы у людей был травматический опыт в детстве. Во взрослой жизни они либо избегают близких отношений, либо попадать то в одни, то в другие деструктивные отношения.

  1. Покинутость/нестабильность. Формируется, когда значимый человек уходит из семьи (смерть, развод, нестабильные, не предсказуемые отношения с родителями (например, мама — невротичка то любит, то орет… и т.п.). Человек испытывает невыносимую эмоциональную боль и страх быть покинутым и/или подвергнуться насилию. Чувствует себя потерявшимся ребёнком — печальным, испуганным, уязвимым, беззащитным, утратившим надежду, нуждающимся в помощи, виктимизированным, недостойным любви и брошенным. Такие люди выглядят хрупкими и инфантильными. Переживание тотального одиночества подталкивает их на поиск родительской фигуры, которая позаботилась бы о них. Будучи взрослыми, очень контролируют других, боятся одиночества, ожидают быть брошенными, ревнивы. Окружающие воспринимаются им как ненадежные и непредсказуемые в плане оказания помощи и поддержания отношений. Когда человек чувствует себя покинутым, он попеременно испытывает чувства тревоги, горя и гнева.
  2. Недоверие/ожидание жестокого обращения. Схема выражается в постоянном ожидании, что другие люди будут причинять боль, злоупотреблять, унижать, обманывать, лгать, манипулировать или использовать в своих целях. Человек подразумевает, что ему обязательно причинят намеренный вред и, в конце концов, он, в отличие от остальных, «получит короткий конец палки». В таких семьях часто обнаруживается насилие, буллинг сверстников. У ребенка в процессе жизни развивается некая паранояльность. Во взрослой жизни может проявляться аффективными вспышками.
  3. Эмоциональная депривация. Люди со схемой эмоциональной депривации считают, что их потребность в нормальной эмоциональной поддержке, принятии, заботе, защите никогда не будет удовлетворена. Они ощущают себя одинокими, непонятыми, опустошенными. Они ощущают, что между ними и другими стена, им трудно почувствовать контакт и близость другого человека, боятся остаться без любви, сочувствия, защиты. Человек ожидает, что другие не смогут удовлетворить его первичные эмоциональные потребности (например, в поддержке, заботе, принятии, защите) и не откликнутся на его эмоциональные запросы.

Различают три основные формы депривации:

  1. Депривация заботы: отсутствие внимания, любви, привязанности, теплоты, или дружеских отношений;
  2. Депривация эмпатии: отсутствие понимания, выслушивания, откровенности или возможности разделить чувства с другими;
  3. Депривация защиты: отсутствие поддержки и руководства со стороны окружающих.
  4. Дефективность/стыд. Развитие этой схемы свидетельствует, что ребенок подвергался интенсивному унижения как в семье, так и школе. Эмоциональная брань, прозвища, травля в школе… Влияет также желание родителей сделать ребенка «нормальным», «как все», «Все люди как люди, а ты такой…». Эта схема напоминает социофобию или повышенную социальную тревожность. «Меня могут отвергнут из-за какого-то моего дефекта». Человек ощущает себя неполноценным, недостойным, дефективным, таким, каким его никогда не смогут принять и полюбить значимые люди; может быть гиперчувствительным к критике и отвержению, сравнивать себя с другими, испытывать чувство стыда в отношении ощущаемых им дефектов. Поэтому они часто что-то пытаются скрыть, избегают, чтобы не получить осуждение от других. Недостатки, которые он себе приписывает, могут быть самыми разными, и зачастую не имеющими никакой связи с реальностью. Ведущая эмоция – стыд.
  5. Социальная изоляция/отчуждение. В этой схеме человек чувствует себя отделенным, изолированным от внешнего мира, считает себя непохожим на других и не ощущает себя частью ни одной группы или сообщества. Основное чувство, связанное с этой схемой – это чувство одиночества. Девиз «Я отдельно!» Эта схема возникает, когда ребенок сталкивался с изоляцией в семье, когда родители создавали коалицию против ребенка. Например «старший брат меня избивал, а родители не реагировали, и я сидел под столом и плакал». Про таких говорят – «волк-одиночка». Отличия от других преувеличивает, а сходство приуменьшает. Типичное поведение включает в себя избегание общения в группах, пребывание в стороне от событий, затворничество и самоизоляцию. У большинства «одиночек» есть эта схема. В зависимости от силы влияния схемы пациент может быть частью какой-либо группы, и одновременно может чувствовать себя отчужденным от остального социума, либо полностью отстраниться от всех возможных контактов в данной группе.

Следующая группа схем — нарушенная автономия. Автономия – это способность действовать самостоятельно в соответствии со своим возрастом, приобретать независимость от своих родителей или опекунов. Люди, которые имеют схемы из этой группы не полностью сепарированы от родителей, эти схемы препятствуют быть независимыми и успешными. Формируются, когда родители либо чрезмерно опекали своих детей и стремились все делать за них, либо (что встречается значительно реже) практически не присматривали за ними и не заботились о них. И то и другое ведет к проблемам с автономией. Родители часто подрывали у них чувство уверенности в себе и не поощряли, не поддерживали их уверенное поведение вне дома. Из-за этого, такие дети были не в состоянии сформировать свою идентичность и не научились жить своей собственной жизнью. Они не научились определять свои личные цели и не смогли овладеть необходимыми для достижения целей умениями. С точки зрения развития компетенций, такие люди, будучи взрослыми, всё ещё остаются детьми.

  1. Зависимость/некомпетентность. В этой схеме человек верит в то, что не в состоянии справиться с повседневными обязанностями компетентным образом, без значительной помощи от других (например, заботиться о себе, решать повседневные проблемы, решать новые задачи, принимать правильные решения), часто чувствует беспомощность, тревогу и напряжение.  Поэтому ищет того, кто возьмет на себя ответственность за все решения, будет руководить каждым шагом. Эта схема формируется, когда к детям предъявлялись чрезмерные требования в детстве.
  2. Уязвимость/подверженность физическому вреду или болезням. Человек боится того, что неизбежная катастрофа может случиться в любой момент, и он не сможет ее предотвратить. Страхи сосредоточены на одном или нескольких из следующих категорий событий: а) Медицинские катастрофы: например, сердечные приступы, коронавирус; б) Эмоциональные катастрофы: например, страх сойти с ума; с) Внешние катастрофы: например, страх стать жертвой преступников, авиакатастрофы, землетрясения. Предпринимают чрезмерные меры предосторожности. Формируется при тревожности и постоянном беспокойстве родителей за все, при перенесенном в детстве стихийном бедствии, тяжелой болезни. «Придет Бабай и заберет тебя!». Часто при прямых внушениях беспомощности ребенка: «Ну, ты вообще тупой!», «Какой глупый!», «Как ты такой глупый сможешь без меня жить?». Тревожная мама не может спокойно взаимодействовать с ребенком, она все время отвлекается, напряжена и ребенок это считывает. У человека нет контакта с реальностью, он все время в тревоге.
  3. Слияние/неразвитое «Я». Чрезмерная эмоциональная привязанность и близость к одному или нескольким значимым другим (часто родителям) приводит к нарушению формирования собственной идентичности. Такие люди часто испытывают чувство пустоты и спутанности, не имея никакого направления, или в крайних случаях ставят под сомнение свое существование. Формируется в результате симбиотических отношений в родительской семье. Естественная потребность в отдалении у ребенка появляется примерно к 3-4 годам, когда маленький человечек заявляет родителям: «Я сам!», подсознательно начинает стремиться к самостоятельности, свободе. К сожалению, родители часто ценят в своих детях не свободу, а послушание. Это, несомненно, мешает формированию способности к самостоятельности, отстаиванию своих границ.
  4. Обреченность на неудачу. Человек верит в то, что он потерпел неудачу, неизбежно потерпит неудачу или будет совершенно неадекватен своим сверстникам в определенных областях, связанных с достижениями (школа, карьера, спорт и т.д.). Часто включает в себя убеждения, что он глупый, неумелый, бездарный, невежественный, более низкий по статусу, менее успешный, чем другие. Формируется в результате негативной обратной связи в семье и школе вплоть до полного обесценивания их личности.

Группа схем — Нарушенные границы

 

Люди с этой группой схем, не умеют выстраивать адекватные границы в отношениях с другими людьми. Они испытывают сложности в понимании и признании того, что у других людей тоже есть какие-то права, они часто неспособны строить партнерские отношения, основанные на взаимообмене и самодисциплине, т.к. не умеют держать слово и не выполняют свои обязательства. Часто они производят впечатление эгоистичных, избалованных, безответственных, нарциссических личностей. Обычно такие люди воспитываются в семье, где им все разрешается и все прощается. В детстве их не приучили следовать определенным правилам, которые соблюдают другие люди, не научили считаться с другими и контролировать свои импульсы. Вследствие этого, во взрослом возрасте они не могут держать себя в руках и не способны «обуздать» свои желания. Им трудно заставить себя сделать что-то, если достижение цели, которую они поставили, требует серьезных временных или энергетических затрат. Они не могут удержаться от совершения какого-то очень желанного в данный момент действия, которое может помешать достижению стратегической цели. Грандиозность может быть формой гиперкомпенсации и для другой схемы, например, эмоциональная депривированность.

  1. Обладание особыми правами/грандиозность. Человек верит, что он превосходит других людей, имеет право на особые привилегии; или не считает себя связанным правилами взаимности, которые определяют нормальное социальное взаимодействие. Часто настаивает на том, что имеет право делать или иметь все что угодно, независимо от реалистичности своих планов и мнения других людей об этом.  Испытывает желание чувствовать превосходство над другими (например, быть одним из самых успешных, известных, богатых), стремиться к достижению власти или контроля, а не поиска одобрения и внимания. Человек стремится к доминированию над другими: утверждению своей власти, принуждению к своей точке зрения или контролю за поведением других в соответствии с собственными желаниями, без сочувствия или заботы о нуждах и чувствах других. Формируется в детстве на основе отличий в социальном и экономическом статусе семьи, при подчеркивании особенности ребенка в семье.
  2. Недостаточность самоконтроля/самодисциплины.Человек испытывает трудности с контролем поведения и эмоций, действует импульсивно, не думая о последствиях. Характерны проблемы с самодисциплиной, сложности в выполнении рутинных действий. Часто это связано с тем, что родители не приучали к дисциплине и плохо контролировали ребенка, поэтому он не научился терпению при появлении трудностей на пути к достижению цели, и у него не сформировалась устойчивость к фрустрации. Формируется на основе воспитания по типу кумира семьи или недостатка опеки в детстве, при наличии насилия в семье.

 

Следующая граппа схем — Направленность на других

Люди с подобными активными схемами, особое внимание уделяют удовлетворению желаний других людей в ущерб своим собственным. Они «угодничают», чтобы заслужить одобрение, чувствовать эмоциональную связь с другими и избежать обвинений в свой адрес. Общаясь с другими, они полностью сосредоточены на том, чтобы реализовывать желания и нужды этих людей, жертвуя при этом своими. Откликаясь на нужды других людей, они не вполне осознают, что это вызывает у них чувство гнева. В детстве им не разрешали делать то, что им нравилось. Во взрослом возрасте они действуют, повинуясь не своим желаниям и предпочтениям, а управляются извне, исполняя то, что хотят от них другие. В их семье имело место условное принятие. Родители считали, что детей нужно держать в строгости, дети должны быть послушными, чтобы их одобряли и любили. Свои эмоциональные потребности родители ставили превыше всего, игнорируя потребности ребенка.

  1. Покорность. Человек старается угодить другим, чтобы получить одобрение, понравиться окружающим и избежать конфликтов или агрессии. Формируется в ситуациях, когда один родитель был вынужден подчиняться воле другого или получал наказания в ответ на проявление желаний, эмоций. Либо, когда ребенок наказывался молчанием, игнорированием, чтобы он «проникся» чувством вины.
  2. Самопожертвование. Человек с такой схемой удовлетворяет потребности других за счёт собственных интересов, опасаясь причинить боль другим, пытается избежать чувства вины из-за своих эгоистичных действий. Часто считает других людей слабыми и беспомощными, поэтому заботится о них. При этом, делая много для других, подспудно чувствует себя обиженным или испытывает негодование, ожидая и не получая ответных действий по отношению к себе. Формируется при вынужденном послушании при угрозе агрессивного поведения родителей, особенно на фоне злоупотребления алкоголя.
  3. Поиск одобрения/признания.Человек пытается получить одобрение, признание или внимание от других людей в ущерб собственному благополучию и удовлетворению своих эмоциональных потребностей. Это может касаться одной или нескольких сфер: статуса, внешности, богатства, признания обществом или успеха. Самооценка таких людей опирается не на собственные взгляды, а сильно зависит от внешней похвалы. Формируется, когда в семье есть только условная любовь, превалируют потребности взрослых.

Группа схем — Сверхбдительность и запреты

Люди с этими схемам, подавляют свои спонтанные чувства и импульсы, борются за исполнение жестких внутренних правил, базирующихся на их убеждениях о счастье, самовыражении, отдыхе, расслаблении, близких взаимоотношениях, хорошем здоровье. В их детстве обстановка отличалась мрачностью и строгостью, поощрялись самоконтроль и самоотречение в ущерб спонтанности и удовольствиям, не поощрялась игра и проявления радости и счастья. От них требовали быть сверхбдительными по отношению к негативным событиям в жизни и воспринимать жизнь в мрачном свете. Такие люди обычно демонстрируют пессимизм, беспокойство и страх, что их жизнь может разрушиться, если они не будут бдительными и осторожными все время.

  1. Негативизм/пессимизм. Человек сосредоточен в основном на негативных сторонах жизни, не обращая внимания на ее положительные стороны. В различных сферах жизни он ожидает, что все должно измениться к худшему. Такие люди постоянно жалуются, прежде всего, нуждаясь в сочувствии и участии, а не в советах или практической помощи. Эта схема формируется, когда выражен пессимизм родителей, их негативное отношение ко всему на свете.
  2. Подавление эмоций. Человек считает, что необходимо подавлять свои спонтанные желания и проявления, эмоции, чувства, опасаясь, что проявление эмоций приведёт к потере самоуважения, изоляции, нападению или может навредить людям. Такие люди запрещают себе не только гнев и агрессию, но и позитивные эмоции, испытывают сложности в предъявлении своей уязвимости, им трудно говорить о чувствах, часто излишне следуют ритуалам и правилам этикета. Чувствуют пустоту или бессмысленность жизни, так как не находятся в контакте со своими эмоциями и потребностями.  Людям не хватает спонтанности и естественности, они делают акцент на здравый смысл и рациональность.

Формируется, когда родители высмеивают чувства ребенка, часто родители решают свои конфликты с эмоциональным в него вовлечением ребенка. Сюда же – привычка жаловаться и обсуждать с ребенком негативное поведение других членов семьи. Чаще всего данная схема связана с подавлением гнева и агрессии, подавлением позитивных импульсов (радости, любви, сексуального возбуждения, игры), затруднениями в свободном выражении чувств и потребностей, а также, в проявлении своей уязвимости, чрезмерным акцентом на рациональности в ущерб естественному проявлению чувств.

  1. Жесткие стандарты/придирчивость. Человек прилагает огромные усилия, ценой здоровья, личного счастья, чтобы добиться соответствия внутренним жестким стандартам. Стандарты могут касаться статуса, внешности, финансового положения и т.д. При этом человек испытывает постоянное напряжение от давления как внешних обстоятельств, которые часто сам создаёт, так и от внутреннего давления чувства долга или гиперответственности. Чувствует тревогу и страх, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто чувствуют вину, если позволяют себе расслабиться. Формирование схемы происходит тогда, когда родители поощряют ребенка только за успехи, игнорируя другие аспекты жизни. Схема завышенных стандартов обычно выражается в:
  2. Перфекционизме, чрезмерном внимании к деталям или в недооценке собственных результатов в сравнении с «нормой»
  3. Жестких правилах, долженствованиях, нереалистично высоких моральных нормах, этических, культурных или религиозных предписаниях.
  4. Озабоченности временем и эффективностью выполнения задачи, необходимостью сделать и успеть больше.
  5. Карательность. Человек склонен обвинять других в том, что они не соответствуют его, как правило, жестким стандартам или ожиданиям, и требовать наказания за это несоответствие. Характерна сверхтребовательность, сверхкритичность и нетерпимость, как к своим, так и чужим ошибкам. Часто проявляют агрессивность, нетерпимость, безжалостность. Формируется при аналогичном поведении родителей.

Еще коротко о несколько новых схемах, которые пока не вошли в конкретные группы. 1. Эмоциональная скованность. Излишний контроль над эмоциями из-за чувства стыда или смущения насчет эмоций в целом. 2. Страх потери контроля над эмоциями. Убеждение, что из-за потери контроля над эмоциями наступят страшные последствия. 3. Пунитивность (направленная на себя). Направленная на себя сверхкритичность и наказание за свои ошибки, страдания или несовершенства. 4. Пунитивность (направленная на других). Убеждение о том, что другие должны понести строгое наказание за свою неосторожность и ошибки.

Таким образом, сформировавшиеся РДС мешают признанию и реализации основных потребностей человека. Задача врача-психотерапевта помочь пациенту выявить и осознать свои собственные потребности, удовлетворять их достойным образом, эмоционально перерабатывать те потребности, которые небыли реализованы в детстве. Важно научить жить пациента в контакте со своими потребностями. Собственно, для этого необходимо ответить на два важных вопроса: 1. Какие эмоциональные потребности не удовлетворяются в настоящее время и не были удовлетворены в прошлом; 2. Как человек может реализовать эти потребности? Хочу акцентировать внимание на одном важном моменте – невозможно удовлетворить все потребности человека. A. Arntz и G. Jacob писали: «Психологически благополучные люди способны устанавливать здоровый баланс между собственными потребностями и потребностями окружающих, а также адекватно оценивать особенности ситуации. Это требует установления и соблюдения границ личности, следовательно, должна удовлетворяться потребность в реалистичных границах».

Записаться