Здравствуйте друзья!
Сегодня хочу продолжить освещение темы формирования психологических проблем человека, которые формируются в детском возрасте. Я рассказал вам, как отсутствие удовлетворения базовых эмоциональных потребностей в детстве может привести к возникновению ранних дезадаптивных схем, стилей совладания и режимов (Young, 2003). Поговорим о формировании и функционировании так называемых схема-режимов.
Режим – отражают сиюминутное состояние человека, которое возникает в результате активации когнитивной схемы тем или иным триггером. Режимы могут быстро и часто переключаться, сменяя друг друга, что объясняет быструю смену эмоций у пациентов. Кроме того, режимы или схема-режимы чрезвычайно устойчивы и повторяемы, что по-видимому можно объяснить специфичной настройкой определенных нейронных сетей.
Детские режимы.
Следует отметить, что в целом детские режимы функциональны ибо эмоциональные реакции физиологичны. В жизни ребенок дает сигнал взрослым о том, что у него что-то не в порядке своими эмоциональными реакциями и поведением. В этой связи очень важно научиться принимать свой режим как часть принятия себя в целом. Но! Дисфункциональным Режим становиться тогда, когда Режим Ребенка, когда вас охватывают сильные, несоответствующие данной ситуации эмоции. В таком состоянии чувства – печаль, гнев, стыд или одиночество чрезмерны и человеку трудно успокоиться. Детские дисфункциональные режимы (ДДР) возникают, когда человек испытывает сильные негативные, вызывающие напряжение переживания, которые неадекватны ситуации и сопровождаются чувствами тревоги, отчаяния, безнадежности одиночества, покинутости или опасности. При дисфункции блокируется удовлетворение базовой эмоциональной потребности. Попробуем все систематизировать. Итак, ДДР можно разделить на трип группы: холодные чувства, горячие чувства и непосильная ноша\избалованность.
Холодные чувства – УЯЗВИМОСТЬ – одинокий ребенок, покинутый ребенок, подвергшийся насилию Ре, униженный/неполноценный Ре, зависимый Ре. Испытывает дисфорические или тревожные чувства, особенно страх, печаль и беспомощность, когда «сталкивается» с наиболее связанными с этим режимом схемами: Покинутость/Нестабильность; Недоверие / Ожидание жестокого обращения; Эмоциональная депривированность; Дефективность/Стыд; Социальная отчужденность; Зависимость/Беспомощность; Уязвимость; Запутанность/Неразвитая идентичность; Негативизм/Пессимизм.
Горячие чувства – ГНЕВ – рассерженный Ре (гнев направлен на ремонт отношений), упрямый Ре (сердится, но не демонстрирует это), яростный Ре. Раздражается непосредственно в ответ на кажущееся неудовлетворение основных потребностей или на несправедливое обращение, связанное с основными схемами: Покинутость/Нестабильность; Недоверие/ Ожидание жестокого обращения; Эмоциональная депривированность; Покорность (а иногда – любая из схем, ассоциированная с Уязвимым Ребенком).
Недостаток дисциплины – ИМПУЛЬСИВНЫЙ Ре – недисциплинированный Ре (баловство или непосильная ноша). Импульсивно ведет себя в соответствии с непосредственным
желанием получить удовольствие безотносительно к границам или потребностям и чувствам других людей. Не связан с основными потребностями. Наиболее часто связанные схемы: Привилегированность/Грандиозность; Недостаточность самоконтроля. Ниже я буду говорить не о функциональных режимах, а только о дисфункции.
Одинокий ребенок. Человек в этом режиме чувствует себя одиноким ребенком. Эмоциональные потребности ребенка часто не реализовывались. В результате у человека во взрослом возрасте возникают чувства эмоциональной пустоты, одиночества, непризнания обществом. Такие люди кажутся себе непривлекательными, нелюбимыми и незаслуживающими любви.
Покинутый и подвергшийся насилию ребенок. Человек испытывает невыносимую эмоциональную боль и страх быть покинутым и/или подвергнуться насилию. Он чувствует себя потерявшимся ребёнком — печальным, испуганным, уязвимым, беззащитным, утратившим надежду, нуждающимся в помощи, недостойным любви и брошенным. Пациенты выглядят хрупкими и инфантильными. Переживание тотального одиночества подталкивает их на поиск родительской фигуры, которая позаботилась бы о них.
Униженный/неполноценный ребенок. Разновидность режима покинутого и подвергшегося насилию ребенка: вместо чувств, связанных с покинутостью, пациент переживает унижение и собственную неполноценность, отражающие детский опыт в семье и за ее пределами.
Зависимый ребенок. Чувствует себя неспособным справляться с взрослыми обязанностями. Проявляет сильные регрессивные тенденции, нуждается в том, чтобы о нем позаботились. Недостаток уверенности в себе и автономии связан с авторитарным воспитанием в детстве.
Рассерженный ребенок. Испытывает сильный гнев, ярость, злость, раздражение и нетерпение в связи с тем, что базовые эмоциональные (или физические) потребности ребенка не удовлетворялись должным образом. Бунтует против плохого обращения и выплескивает подавляемый гнев в форме неподобающего поведения. Может предъявлять требования, которые кажутся окружающим проявлениями распущенности или завышенных ожиданий и вызывают у них реакцию отчуждения. Проблема детей в том, что родители не научили безопасно сердиться. Такие дети могут импульсивно кусаться, ругаться, ударить, что вызывает в свою очередь ответную реакцию родителей и еще большему подавлению потребностей ребенка.
Упрямый ребенок. Разновидность режима рассерженного ребенка: пациент сердится, но не демонстрирует своих чувств. В случае необоснованных требований или нарушения личной автономии проявляет пассивное сопротивление. Окружающие воспринимают такого человека как упрямого или несговорчивого.
Яростный ребенок. Испытывает сильный гнев, сопровождающийся неудержимой агрессией, может причинить вред окружающим людям или предметам. Он отталкивает. Неспособен контролировать агрессию и стремится уничтожить обидчика, иногда в буквальном смысле. Может кричать или набрасываться с кулаками на (воображаемого) агрессора. Характерен буллинг. При буллинге всегда есть элемент мести и преднамеренности: «Я сделаю тебе больно, чтобы не чувствовать свою боль!»
Импульсивный ребенок. Действует на основе сиюминутных желаний или импульсов в эгоистичной и своевольной манере, стремясь добиться своего без учета возможных последствий для себя или окружающих. Часто не способен откладывать краткосрочное удовольствие и может казаться избалованным. Может действовать из чувства протеста против невозможности удовлетворить потребности.
Недисциплинированный ребенок. Не может заставить себя выполнять повседневные обязанности или заниматься монотонными видами деятельности, легко фрустрируется, бросает дела на полпути.
Дисфункциональные родительские режимы (ДРР)
«Подобно детским режимам, дисфункциональные родительские режимы тесно связаны с крайне негативными эмоциями, однако в отличие от первых, родительские режимы характеризуются сильным внутренним давлением, острой ненавистью к себе и самобичеванием» (А. Арнцт, 2016). Детские режимы связаны главным образом с базовыми эмоциями и потребностями. ДРР являются проявлением вторичных эмоций. Эти режимы рассматриваются как интернализация нравственных установок и моделей поведения родителей. Находясь в ДРР, пациенты подвергают себя давлению в преувеличенных и порой крайних формах. «Дисфункциональные родительские режимы образуют дисфункциональную последовательность, в которой моральная ценность наказания воплощается в режиме карающего родителя, а в режиме требовательного родителя находят выражение недосягаемые идеалы. Когда когниции или эмоции ассоциируются преимущественно с чувством вины, ненависти к себе и самообесцениванием, можно с уверенностью говорить об активации режима карающего родителя. Для пациентов, склонных впадать в этот режим, характерны высказывания типа «я ужасный человек», «я чудовище» или «я ничтожество»». (А. Арнцт, 2016).
Режим Требовательного родителя, характеризуются невыносимым давлением и непомерными требованиями к самому себе и может сопровождаться чувством ненависти в разной степени выраженности. Люди с подобным режимом могут говорить о себе так: «Если я не справлюсь со всеми поручениями, я потеряю работу», или: «Если я не получу самую высокую оценку, я буду считать себя неудачником». Требования такого «внутреннего родителя» могут распространяться на самые различные аспекты деятельности или поведения пациента. Требовательный родитель немножко приподнимает ребенка: «Тебе стоит постараться сделать это лучше!», » Тебе надо больше работать!», «У тебя такие родители, ты должен быть лучше!», Ну, с твоими возможностями можно было бы результаты и получше!» То есть Требовательный Родитель приподнимает настолько, что ограничивает возможности ребенка. Он неадекватно завышает планку и требует слишком многого, не согласуясь с реальными ресурсами ребенка. Кстати, за требовательного родителя дети часто держаться, считают, что все требуемое — это во благо. Но, ТР всегда недоволен, ему всегда мало, всегда негативная оценка достижений ребенка купирует потребности в творчестве, спонтанности, свободе. Режимы Требовательного родителя имеют фокус на достижениях. В этих режимах люди испытывают сильное внутреннее давление и считают себя неудачниками, если у них не получается соответствовать ожиданиям в отношении самих себя в сфере образования или профессиональной деятельности. Они стремятся делать все правильно, безукоризненно и во всем превосходить остальных. Достижения становятся первоочередной задачей. Такие люди часто рассказывают, что в детстве их окружали сверхтребовательные родительские фигуры — родственники, строгие учителя, честолюбивые спортивные тренеры, которые постоянно подталкивали их к достижению высоких результатов. В некоторых случаях родители могли не предъявлять завышенных требований, но влияли на поведение ребенка косвенно, создавая у того ролевую модель стремления к успеху. Как правило, такие родители задавали и самим себе очень высокие стандарты. Человек может в профессиональной деятельности достигать высоких результатов, становиться успешным благодаря ТР, но в личной жизни он остается неудовлетворенным, так как человеку всегда чего-то не хватает. ТР блокирует потребность Ребенка в безусловном принятии — вот что важно! «Если будешь учиться на 5. то я тогда дам тебе то-то или это…!, «Если ты не достигнешь этого, ты мне такой не нужен…».
Режимы Карающего (вызывающего чувство вины) родителя с фокусом на эмоциях и поведении в социальных ситуациях. «В этих режимах требования относятся, главным образом, к поведению человека в ситуациях межличностного общения. Как правило, люди убеждены в том, что они должны жертвовать собой во имя других и что они обязаны заботиться о потребностях и благополучии окружающих. Они также считают, что не имеют право на удовлетворение собственных потребностей, если это каким-либо образом затрагивает интересы других людей. Когда люди, склонные к подобным режимам, выдвигают свои потребности на первый план или вынуждены ограничивать требования другого человека, они чувствуют себя эгоистичными и виноватыми. Рассказывая о своей семье, они часто вспоминают, что их матери (или другие близкие родственники) были склонны расстраиваться по поводу неудач ребенка и открыто это демонстрировали. Часто матери страдали депрессией или другим хроническим заболеванием, и детям приходилось о них заботиться. К таким случаям часто применимо понятие «парентификации», когда ребенок вынужден играть роль родителя для своей матери или даже эмоционального «заместителя» отсутствующего или безразличного к матери партнера. От таких пациентов можно часто услышать: «Я не могу сказать своему партнеру, что я не хочу выполнять его требования, потому что он очень обидится», или: «Мне очень важно, чтобы все вокруг меня чувствовали себя хорошо». Очень часто чувство вины в ребенке индуцировалось невербальными реакциями взрослого» (А. Арнцт, 2016).
Режим Внушающего Вину Родителя, как ни странно, характерен для представителей «помогающих» профессий (медицинские или социальные работники). До определенного предела этот режим достаточно функционален и даже желателен для этих профессий, так как он способствует активной вовлеченности в работу и высокой эффективности предоставляемой помощи. Однако, в случае избыточности влияния данного режима или профессионального «выгорания» режим внушающего вину родителя становиться дисфункциональным. Что чаще всего и является основной причиной жалоб на медицинских работников: низкая эмпатия, избыточная директивность и т.п. Этот режим становится дисфункциональным, когда человек не способен установить адекватные границы между собой и окружающими или испытывает высокий уровень стресса.
Для определения происхождения родительского режима, можно спросить себя, чей голос они слышат или чьим голосом они разговаривают с собой. Обычно люди неожиданно для самих себя отвечают, что это голос матери, отца, бабушки, учителя, одноклассника, и т.п.
Функциональные, здоровые режимы
Счастливый ребенок. Испытывает покой и радость, актуальные эмоциональные потребности удовлетворены. Чувствует себя любимым, довольным, связанным с другими людьми, счастливым, защищенным, заслуживающим похвалы и любви, обласканным, окруженным заботой, признанием и пониманием, уверенным в себе, компетентным, достаточно автономным, способным положиться на собственные силы и управлять ситуацией, благополучным, устойчивым, сильным, гибким, оптимистичным и спонтанным.
Здоровый взрослый. Этот режим отвечает за здоровое функционирование взрослого индивида в сферах работы, родительства и личной ответственности. Связан с доставляющими удовольствие видами деятельности взрослого человека, такими как секс, интеллектуальные, эстетические и культурные интересы, забота о здоровье и занятия спортом.
Таким образом частые стрессы у ребенка, в той или иной степени связаны с тем, как реализуются его те или иные базовые потребности. Речь идет в первую очередь о таких потребностях как в принятии, самоуважении, успешности, свободе выражения эмоций, спонтанности и здоровых границах. Неудовлетворение этих потребностей приводит к формированию ранних дезадаптивных схем, которые, в свою очередь, способствуют появлению тех или иных копинг-стратегий, чаще всего неэффективных по отношению к преодолеваемой стрессовой ситуации. «Очевидно, что если дезадаптивные схемы формируются в детском и подростковом возрасте, то их коррекцию более эффективно проводить на ранних этапах, пока эти схемы не укоренились прочно в структуре личности. Подростковый возраст имеет в этом отношении особое значение, так как именно в этот период окружающим подростка людям становятся заметны те или иные нарушения поведения» (М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник и др.). Коррекция сформировавшихся ранних дезадаптивных схем, дисфункциональных режимов и копинг-стратегий будут отражены в дальнейших моих статьях.
Желаю всем здравия!
Список использованной литературы:
1. Арнуд Арнтц, Гитта Якоб. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах. М.: Научный мир, 2016
2. Дж. Янг, Дж. Клоско. Прочь из замкнутого круга! Как оставить проблемы в прошлом и впустить в свою жизнь счастье. М.: Бомбора, 2020.
3. Джейкоб Г., ван Гендерен Х., Сибауэр Л. Разрушение паттернов негативного мышления. Самопомощь и поддержка в схема-терапии. М.: Научный мир, 2016
4. М. В. Галимзянова, П. М. Касьяник, Е. В. Романова ВЫРАЖЕННОСТЬ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ И РЕЖИМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СХЕМ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД РАННЕЙ, СРЕДНЕЙ И ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ. Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2016. Вып. 3
5. Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схема-терапии / М. В. Галимзянова и др. // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). – С. 12–22.
6. «Schema therapy: A pracritioner’s guide» Jeffry E. Young, Janet S. Klosko, Marjorie E. Weishaar
7. Материалы сети интернет, циклов усовершенствования и др.